Вторник, 19.03.2024, 07:17

МБДОУ ЦРР № 14 "Ёлочка"

Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
https://bus.gov.ru/
ПОС
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

МЕРОПРИЯТИЯ С КОЛЛЕГАМИ

 Конспект  «Мастер-класса»   на тему:

 «Использование мнемотехники  при заучивании стихотворений патриотической тематики»

Оборудование:

- мультимедийная установка (проектор, экран);

- мультимедийная презентация;

- мнемотаблицы

- тексты.

- Плакат « Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций»

 Время проведения: февраль

 Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание  стихотворений.

 Задачи:

- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании стихотворений на патриотическую тематику;

- активизировать деятельность педагогов по использованию  эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

 Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

 Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике заучивания стихотворений с использованием  мнемотаблиц;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей

 Ход мероприятия:

Педагог:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать  на нашем мастер – классе.

 Тема нашего мастер – класса «Использование мнемотехники  при заучивании стихотворений патриотической тематики»

 Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по заучиванию стихотворений на патриотическую тему.

А  какие методы вы используете в работе с детьми при заучивании ими стихов. А как традиционная методика нацеливает педагога на заучивание  с детьми стихотворений? (Работа с аудиторией…)

 Актуальность

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления.

А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. А стихотворения на патриотическую тематику, как правило, сложны в понимании детьми дошкольного возраста, а соответственно и сложны в запоминании.

Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо! » не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

Уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что она направлена. Одним их актуальных и эффективных методов развития у детей дошкольного возраста культурной памяти является мнемотехника.

Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.

(опора на электронную презентацию)

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

- группировка;

- классификация;

-ассоциации;

- поиск опорного пункта;

- схематизация;

- достраивание материала;

- структурирование материала.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

 

Этапы работы над стихотворением (Приложение 4):

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

 Практическая часть

Предлагаю вам апробировать данный метод на себе.

Для примера педагог показывает варианты мнемотаблиц из практики работы с детьми. (Приложение рис.1, 2)

А затем предлагает заучить стихотворение В. Степанова «Наша армия» (Приложение рис.3)

 Педагог:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае на патриотическую тематику более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

Используемая литература.

 1.    Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. - Х. : Фолио, 1997.

2.    Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебнометодическое пособие. - СПб. : Детство пресс, 2001.

3.    Житникова Л М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 1985.

4.    3емцова О. Н. Тесты для детей 2-3 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.

5.    Земцова О. Н. Тесты для детей 3-4 лет. Учебное пособие. - М. : Махаон, 2008.

6.    Матюгин И. Ю., Жемаева Е. Л, Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. Как развить хорошую память. М. : Рипол классик, 2004.

7.    Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. - М. : Эксмо, 2004.

8.    Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру - К совершенству». - М. : Лист, 1998. Тихомирова Л В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Академия раз-вития, 1996.

9.    Черемошкина Л В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996.

10. Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. - М. : Мой мир, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ ВО ВКЛАДКЕ