МБДОУ ЦРР № 14 "Ёлочка"
Воскресенье, 21.10.2018, 02:01
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: 
    "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


    «Только тот, кто ценит и уважает     

    накопленное и сохранённое

    предшествующим поколением,

    может любить Родину, узнать её, стать

    подлинным патриотом».

                                                                                       С. Михалков

     

    Актуальность

    Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в  силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотизма.

    В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в образовательной сфере, начиная с дошкольного возраста.

    В соответствии с федеральными требованиями

    Задача ДОУ- «Формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств» ( разд. 3,п. 3,4)

    «Ребёнок должен иметь представления о себе, обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему» (разд 3, п. 5)

     

    Понятие патриотизма

    В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

    Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

    Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу. Это делает лес, горы своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

    Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное.

    Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, лес, горы, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

    Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того он взрослый или ребенок.

     

    Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих  граждан России, патриотов своего Отечества.

     

    Задачи:

    Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

    Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

    Расширение представлений о России, как о родной стране, о Лермонтове, как о родном городе.

    Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.

    Разработка  и внедрение эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность.

    Создание педагогических ситуаций, направленных на формирование нравственных чувств

    Поиск эффективных форм в работе с семьёй

     

    Ожидаемые результаты:

    еализация своей позиции ПАТРИОТА.

     - Расширение  необходимые знаний детей  о своем городе, России; формирование важнейших нравственно- патриотических качеств,

    -Сотрудничество детского сада и семьи, заинтересованность  в  проводимой работе.

    -Объединение  педагогического коллектива в решении общей задачи патриотического воспитания

    -Сотрудничество детского сада с общественными организациями города;

     

     

    Средства

    1.  Создание информационной базы ( презентации, наглядность, литература)

    2.  Создание  тематических зон в группе («Уголок патриота»,   экспозиция народного творчества, тематические сюжетно- ролевые игры, 

    3.  Разработка проектов  в соответствии с календарём «Праздники России»

     

    Принципы

    1.  Отбор  познавательного материала наиболее актуального для данного возраста.

    2.  Рациональное сочетание всех видов деятельности

    3.  Преемственность в работе с семьёй

    4.  Принцип интеграции образовательных областей

    5.  Деятельностный подход , развивающий характер обучения

     

    Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания детей:

    • индивидуально-психологический (патриотические установки, специальные знания, эмоционально-чувственные переживания);

    • социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в детском коллективе,  направленность на достижение поставленных задач )

    • материально-технический (создание необходимых условий, учебно-материальной, игровой базы, фонда электронных презентаций по теме);

    • педагогический (самообразование, реализация программы патриотической направленности)

     

     Основные аспекты нравственно-патриотического воспитания  в ДОУ

    -Работа с детьми

    -Работа с семьёй

    -Работа с педагогами

     

    -Работа с детьми

    Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое перспективное  планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

    Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:

    • выполнение проектных  работ;

    • проведение встреч с известными людьми, героями;

    • изучение исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

    • организация творческих конкурсов  детей,  детей и родителей, педагогов и т

    Одним из наиболее   действенных методов работы по патриотическому воспитанию является метод проектов. В этом направлении  мною были разработаны и реализованы следующие проекты:

    •   «Я – гражданин России!»

    •   «На Кавказе мы живём»

    •   «История моей семьи»

    ·     «Город в котором я живу»

    Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

    В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в детском саду. Это:

    •   народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенины;

    •   государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День государственного флага РФ;

    •   международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

    •   православные праздники – Рождество Христово, Пасха.

    Знакомство с народными ремёслами идёт через работу в творческих мастерских.  В группе организуются сменяемые экспозиции: «Русская-народная игрушка», «Выставка матрёшек», «Дымковская игрушка»..

    Игра- основной вид деятельности дошкольника. Через подготовку и организацию игровой деятельности, дети закрепляют  знания полученные в ходе специально- организованной образовательной деятельности. «Мы моряки». «Военный парад», «Военный госпиталь», «Архитекторы Лермонтова»- стали любимыми играми детей.

     

    Работа с семьёй

    Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с семьёй. Эта работа требует большого такта  и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.  В ходе  реализации проекта « Моя родословная»  ставилась  задача  знакомства с историей семьи, её традициям, со своим историческим корням. Результатом проведённой работы  можно считать вызванные эмоции, чувства сопереживания, внимательное отношение к памяти прошлого.

    Эта работа нашла продолжение в  ходе реализации проектов «Дедушкина медаль», «Мой папа защитник Родины», «Генеологическое дерево»…….

    Наиболее эффективными формами в работе с семьёй, как показала практика моей работы, можно назвать

    -совместные праздники,

    -дни открытых дверей

    -заседание родительского клуба по обмену опытом семейного воспитания

    -творческие мастерские

    -организация фотовыставок

    -использование потенциала семей со  сложившимися семейными традициями  в обмене опытом семейного воспитания…

     

    Работа с педагогами

    Патриотическое воспитание - управляемый скоординированный процесс всего педагогического коллектива.

    Наиболее действенными формами  в работе с кадрами можно взаимопосещения  специально-организованной деятельности; проведение мастер- классов по обмену опытом работы, творческие презентации авторских разработок.

    От заинтересованности всех педагогов в проводимой работы во многом зависит результативность проводимой работы.

    В результате проводимой работы формируются:

    ·     чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

    ·     чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

    ·      представления о России, как о родной стране, о Лермонтове, как о родном городе.

    ·     Чувства патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.

    Найдены эффективные методы и формы работы с семьей и коллегами, которые позволяют реализовать поставленные задачи.

    Накопленный педагогический опыт по заданной теме был представлен на обсуждение в педагогическом коллективе и вынесен на городской конкурс «Воспитатель года 2014».

     

    Планы на будущее:

    •   продолжить работу по патриотическому воспитанию;

    •   использовать в дальнейшем проектный метод работы;

    •   выйти с опытом работы ДОУ на городской уровень;

     

    Copyright MyCorp © 2018