Вторник, 19.03.2024, 06:18

МБДОУ ЦРР № 14 "Ёлочка"

Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
https://bus.gov.ru/
ПОС
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ОПЫТ РАБОТЫ

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: 
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


«Только тот, кто ценит и уважает     

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом».

                                                                                   С. Михалков

 

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в  силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотизма.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в образовательной сфере, начиная с дошкольного возраста.

В соответствии с федеральными требованиями

Задача ДОУ- «Формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств» ( разд. 3,п. 3,4)

«Ребёнок должен иметь представления о себе, обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему» (разд 3, п. 5)

 

Понятие патриотизма

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу. Это делает лес, горы своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное.

Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, лес, горы, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того он взрослый или ребенок.

 

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих  граждан России, патриотов своего Отечества.

 

Задачи:

Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

Расширение представлений о России, как о родной стране, о Лермонтове, как о родном городе.

Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.

Разработка  и внедрение эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность.

Создание педагогических ситуаций, направленных на формирование нравственных чувств

Поиск эффективных форм в работе с семьёй

 

Ожидаемые результаты:

еализация своей позиции ПАТРИОТА.

 - Расширение  необходимые знаний детей  о своем городе, России; формирование важнейших нравственно- патриотических качеств,

-Сотрудничество детского сада и семьи, заинтересованность  в  проводимой работе.

-Объединение  педагогического коллектива в решении общей задачи патриотического воспитания

-Сотрудничество детского сада с общественными организациями города;

 

 

Средства

1.  Создание информационной базы ( презентации, наглядность, литература)

2.  Создание  тематических зон в группе («Уголок патриота»,   экспозиция народного творчества, тематические сюжетно- ролевые игры, 

3.  Разработка проектов  в соответствии с календарём «Праздники России»

 

Принципы

1.  Отбор  познавательного материала наиболее актуального для данного возраста.

2.  Рациональное сочетание всех видов деятельности

3.  Преемственность в работе с семьёй

4.  Принцип интеграции образовательных областей

5.  Деятельностный подход , развивающий характер обучения

 

Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания детей:

• индивидуально-психологический (патриотические установки, специальные знания, эмоционально-чувственные переживания);

• социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в детском коллективе,  направленность на достижение поставленных задач )

• материально-технический (создание необходимых условий, учебно-материальной, игровой базы, фонда электронных презентаций по теме);

• педагогический (самообразование, реализация программы патриотической направленности)

 

 Основные аспекты нравственно-патриотического воспитания  в ДОУ

-Работа с детьми

-Работа с семьёй

-Работа с педагогами

 

-Работа с детьми

Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое перспективное  планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:

• выполнение проектных  работ;

• проведение встреч с известными людьми, героями;

• изучение исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

• организация творческих конкурсов  детей,  детей и родителей, педагогов и т

Одним из наиболее   действенных методов работы по патриотическому воспитанию является метод проектов. В этом направлении  мною были разработаны и реализованы следующие проекты:

•   «Я – гражданин России!»

•   «На Кавказе мы живём»

•   «История моей семьи»

·     «Город в котором я живу»

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в детском саду. Это:

•   народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенины;

•   государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День государственного флага РФ;

•   международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

•   православные праздники – Рождество Христово, Пасха.

Знакомство с народными ремёслами идёт через работу в творческих мастерских.  В группе организуются сменяемые экспозиции: «Русская-народная игрушка», «Выставка матрёшек», «Дымковская игрушка»..

Игра- основной вид деятельности дошкольника. Через подготовку и организацию игровой деятельности, дети закрепляют  знания полученные в ходе специально- организованной образовательной деятельности. «Мы моряки». «Военный парад», «Военный госпиталь», «Архитекторы Лермонтова»- стали любимыми играми детей.

 

Работа с семьёй

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с семьёй. Эта работа требует большого такта  и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.  В ходе  реализации проекта « Моя родословная»  ставилась  задача  знакомства с историей семьи, её традициям, со своим историческим корням. Результатом проведённой работы  можно считать вызванные эмоции, чувства сопереживания, внимательное отношение к памяти прошлого.

Эта работа нашла продолжение в  ходе реализации проектов «Дедушкина медаль», «Мой папа защитник Родины», «Генеологическое дерево»…….

Наиболее эффективными формами в работе с семьёй, как показала практика моей работы, можно назвать

-совместные праздники,

-дни открытых дверей

-заседание родительского клуба по обмену опытом семейного воспитания

-творческие мастерские

-организация фотовыставок

-использование потенциала семей со  сложившимися семейными традициями  в обмене опытом семейного воспитания…

 

Работа с педагогами

Патриотическое воспитание - управляемый скоординированный процесс всего педагогического коллектива.

Наиболее действенными формами  в работе с кадрами можно взаимопосещения  специально-организованной деятельности; проведение мастер- классов по обмену опытом работы, творческие презентации авторских разработок.

От заинтересованности всех педагогов в проводимой работы во многом зависит результативность проводимой работы.

В результате проводимой работы формируются:

·     чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

·     чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

·      представления о России, как о родной стране, о Лермонтове, как о родном городе.

·     Чувства патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.

Найдены эффективные методы и формы работы с семьей и коллегами, которые позволяют реализовать поставленные задачи.

Накопленный педагогический опыт по заданной теме был представлен на обсуждение в педагогическом коллективе и вынесен на городской конкурс «Воспитатель года 2014».

 

Планы на будущее:

•   продолжить работу по патриотическому воспитанию;

•   использовать в дальнейшем проектный метод работы;

•   выйти с опытом работы ДОУ на городской уровень;