Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ОПЫТ РАБОТЫ
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
«Только тот, кто
ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим
поколением,
может любить
Родину, узнать её, стать
подлинным
патриотом».
С.
Михалков
Актуальность
Исторически
сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском
государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной
стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотизма.
В
связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания
патриотизма в образовательной сфере, начиная с дошкольного возраста.
В соответствии с федеральными требованиями
Задача
ДОУ- «Формирование у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств» ( разд. 3,п. 3,4)
«Ребёнок
должен иметь представления о себе, обществе, его культурных ценностях, о
государстве и принадлежности к нему» (разд 3, п. 5)
Понятие
патриотизма
В
"Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к
своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля
написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…".
Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то
сделать для ее блага, для ее процветания.
Патриотизм
является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве
важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной
гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему
Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа
существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по
российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого
России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном
суверенитете».
Чувство
патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено
несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности, со всем окружающим, и желание сохранять и
приумножать богатства своей страны.
Очень
рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно
оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации
– у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу.
Это делает лес, горы своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Так
общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога,
знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить
в окружающей жизни наиболее существенное, характерное.
Без
помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны,
что город, лес, горы, которые ребенок видит каждый день – это и есть его
Родина.
Гражданственность,
любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение
своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего
народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо
от того он взрослый или ребенок.
Цель:воспитание
гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Привитие
детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе
приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование
чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение
представлений о России, как о родной стране, о Лермонтове, как о родном городе.
Воспитание
патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического
воспитания: изодеятельность, художественное слово.
Разработка
и внедрение эффективные формы и методы
работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую
деятельность.
Создание
педагогических ситуаций, направленных на формирование нравственных чувств
Поиск
эффективных форм в работе с семьёй
Ожидаемые
результаты:
-Реализация своей
позиции ПАТРИОТА.
- Расширение необходимые знаний детей о своем городе, России; формирование важнейших
нравственно- патриотических качеств,
-Сотрудничество
детского сада и семьи, заинтересованность
в проводимой работе.
-Объединение
педагогического коллектива в решении
общей задачи патриотического воспитания
-Сотрудничество
детского сада с общественными организациями города;
Средства
1.Создание
информационной базы ( презентации, наглядность, литература)
2.Создание тематических зон в группе («Уголок
патриота», экспозиция народного
творчества, тематические сюжетно- ролевые игры,
3.Разработка
проектов в соответствии с календарём
«Праздники России»
Принципы
1.Отбор познавательного материала наиболее
актуального для данного возраста.
2.Рациональное
сочетание всех видов деятельности
3.Преемственность
в работе с семьёй
4.Принцип
интеграции образовательных областей
5.Деятельностный
подход , развивающий характер обучения
Совокупность
факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического
воспитания детей:
•
индивидуально-психологический (патриотические установки, специальные знания,
эмоционально-чувственные переживания);
•
социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в детском
коллективе, направленность на достижение
поставленных задач )
•
материально-технический (создание необходимых условий, учебно-материальной,
игровой базы, фонда электронных презентаций по теме);
• педагогический
(самообразование, реализация программы патриотической направленности)
Основные
аспекты нравственно-патриотического воспитания
в ДОУ
-Работа с детьми
-Работа с семьёй
-Работа с педагогами
-Работа с детьми
Планирование
работы в данном направлении проводится по следующим темам: "Моя
семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город»,
«Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии,
нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое перспективное планирование
способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране,
родном крае, той местности, где они живут.
Реализация
данных направлений связана со следующими формами
деятельности:
• выполнение
проектных работ;
• проведение
встреч с известными людьми, героями;
• изучение
исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
• организация
творческих конкурсов детей, детей и родителей, педагогов и т
Одним из
наиболее действенных методов работы по патриотическому
воспитанию является метод проектов. В этом направлении мною были разработаны и реализованы следующие
проекты:
• «Я – гражданин России!»
• «На Кавказе мы живём»
• «История моей семьи»
·«Город в котором
я живу»
Издавна на Руси
любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа
отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо
чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы,
возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
В настоящее
время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно
проводятся в детском саду. Это:
• народные и фольклорные праздники – Масленица,
весенне-летние игры и забавы, Осенины;
• государственно-гражданские праздники – Новый
год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День государственного
флага РФ;
• международные праздники – День матери,
Международный женский день, День защиты детей;
Знакомство
с народными ремёслами идёт через работу в творческих мастерских. В группе организуются сменяемые экспозиции:
«Русская-народная игрушка», «Выставка матрёшек», «Дымковская игрушка»..
Игра-
основной вид деятельности дошкольника. Через подготовку и организацию игровой
деятельности, дети закрепляют знания
полученные в ходе специально- организованной образовательной деятельности. «Мы
моряки». «Военный парад», «Военный госпиталь», «Архитекторы Лермонтова»- стали
любимыми играми детей.
Работа
с семьёй
Не
менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь по данному вопросу с семьёй. Эта работа требует большого
такта и терпения, так как в молодых
семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и
зачастую вызывают лишь недоумение. В
ходе реализации проекта « Моя
родословная» ставилась задача
знакомства с историей семьи, её традициям, со своим историческим корням.
Результатом проведённой работы можно
считать вызванные эмоции, чувства сопереживания, внимательное отношение к
памяти прошлого.
Эта
работа нашла продолжение в ходе
реализации проектов «Дедушкина медаль», «Мой папа защитник Родины», «Генеологическое
дерево»…….
Наиболее
эффективными формами в работе с семьёй, как показала практика моей работы,
можно назвать
-совместные
праздники,
-дни
открытых дверей
-заседание
родительского клуба по обмену опытом семейного воспитания
-творческие
мастерские
-организация
фотовыставок
-использование
потенциала семей со сложившимися
семейными традициями в обмене опытом
семейного воспитания…
Работа
с педагогами
Патриотическое
воспитание - управляемый скоординированный процесс всего педагогического
коллектива.
Наиболее
действенными формами в работе с кадрами
можно взаимопосещения
специально-организованной деятельности; проведение мастер- классов по
обмену опытом работы, творческие презентации авторских разработок.
От
заинтересованности всех педагогов в проводимой работы во многом зависит
результативность проводимой работы.
В
результате проводимой работы формируются:
·чувства любви к
своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе,
культуре и традициям.
·чувство
привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
· представления о России, как о родной стране, о
Лермонтове, как о родном городе.
·Чувства патриотизма,
уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания:
изодеятельность, художественное слово.
Найдены
эффективные методы и формы работы с семьей и коллегами, которые позволяют
реализовать поставленные задачи.
Накопленный
педагогический опыт по заданной теме был представлен на обсуждение в педагогическом
коллективе и вынесен на городской конкурс «Воспитатель года 2014».
Планы
на будущее:
• продолжить работу по патриотическому
воспитанию;
• использовать в дальнейшем проектный метод
работы;